Азовский немецкий национальный район Омской области
Портал Правительства Омской области

Учитель в России — это больше, чем учитель

Система образования Азовского немецкого национального муниципального района так же, как и многих других районов Омской области и регионов страны столкнулась с достаточно ощутимой нехваткой педагогов. Число педагогов пенсионного возраста растет, количество работающих из них ожидаемо, постепенно сокращается.

 Выпускников школ, которые бы посвятили свою жизнь профессии учителя, становится все меньше. Даже если таковые имеются, чаще они не возвращаются в родные школы, либо продолжают получать другое образование, либо трудоустраиваются в городе. Проблемным для нас является и то, что ежегодно принимая на работу в образовательные учреждения по 18 – 20 молодых специалистов, спустя год остаются работать лишь 10 – 20% из них.
Причин для нежелания выбирать педагогическую профессию у молодого поколения множество — это жилищный вопрос, не высокие зарплаты, большая нагрузка, новые требования к педагогической деятельности. Современный педагог должен владеть современными педагогическими технологиями, учиться на протяжении всей жизни. Он должен уметь видеть в каждом ребенке индивидуальность, находить подход к каждому, делать успешным каждого и все это должно выполнять осознанно! В настоящее время усиливается тенденция к большей индивидуализации, персонализации обучения, что влияет на подходы к преподаванию и проработке образовательных программ. Современный педагог должен понимать, что современная образовательная система должна быть гибкой и учитывать потребности людей.
Так, на сегодняшний день, в учреждения района требуются учителя русского языка и литературы, физики, математики и информатики, учителя начальных классов, истории и обществознания, физической культуры, немецкого и английского языков, технологии, музыки и искусства, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели, музыкальные руководители. Комитет по образованию, руководители школ, детских садов находятся в постоянном поиске в решении кадровых вопросов: отправляют на учебу и догружают педагогов своих учреждений, выезжают на встречи в ВУЗы, проводят профориентационную работу среди старшеклассников, размещают вакансии в СМИ, взаимодействуют с Центром занятости и так далее. Бывают случаи, что находится профессионал, готовый выйти на работу, но из-за отсутствия решения жилищного вопроса он дает отказ.
Министерство просвещения озабочено таким положением вещей. Заявления о нехватке преподавательских кадров постоянно звучат на государственном уровне. Министр просвещения Ольга Васильева недавно в очередной раз заявила о дефиците в российском образовании учителей-предметников. Она подчеркнула, что перед правительством стоит серьёзная проблема по привлечению в школы молодых педагогов. «Сейчас, согласно статистическим данным, число учителей в возрасте от 22 до 25 лет составляет всего 5,5%, и ситуация не изменится как минимум до 2024 года. Если не предпринять радикальные меры, через 5-8 лет ситуация значительно ухудшится».
Идею стимулирования переезда педагогов в сельскую местность предложил Президент РФ В.В.Путин во время выступления в рамках ежегодного традиционного обращения к депутатам Государственной Думы РФ 20 февраля 2019 года. Реализации программы «Земский учитель» начнет функционировать в нашей стране с 1 января 2020 года. Педагог с высшим профессиональным образованием в возрасте до 35 лет, решивший поменять работу в городе на преподавательскую деятельность в сельской местности, заключивший договор с руководителем школы минимум на 5 лет, получит 1 000 000 рублей на одного учителя по закону на: строительство частного дома, приобретение квартиры или погашение ипотечного кредита.
С нового года будет также действовать закон об обязательных материальных выплатах педагогам за работу на итоговой аттестации, включая ЕГЭ, подписанный президентом страны. В национальный проект включён отдельный федеральный проект «Учитель будущего», выстраивающий порядок учительского роста. Определённо, меры по поддержке педагогического сообщества затронуты и в системообразующих предметных концепциях».
Совсем скоро прозвенит первый звонок в 2019-2020 учебном году, школы Азовского немецкого национального района распахнут двери для более 3000 учеников, среди которых 356 первоклассников, в детские сады родители приведут более 1100 дошколят. Конечно, несмотря на имеющиеся вакансии, мы рассмотрим варианты сетевого и дистанционного обучения. Все предметы будут преподаваться, качество образования не будет страдать, и каждый ребенок получит необходимое образование.
В заключении хочется сказать о том, что Учитель в России — это больше, чем учитель. Это опытный наставник, поддержка, старший друг и человек, на долю которого выпадает огромная ответственность. Реалии современного мира стремительно меняются, но внутреннее содержание понятия «Учитель» не меняется никогда. Мировые опросы показывают, что учителя уступают только военным и врачам в рейтинге профессий, от которых зависит благосостояние общества. Мы бы подняли этот пункт еще выше, ведь от учителей зависит настоящее и будущее каждого ребенка. В 2013 году рейтинг профессии педагога с точки зрения доверия составил 3,72 балла из пяти возможных (выше показатель только у ученых — 3,86 балла). Исследователи отмечают, что учитель столь же тяжелая профессия, как и диспетчер воздушного движения, пилот или пожарный. Уровень стресса у них находится примерно на одинаковом уровне. По мнению учителей, современные дети приходят к ним с каждым годом все с большими проблемами. А потому и круг «интересов» педагогов неуклонно расширяется в сторону психологии. По результатам всероссийского опроса, более 92% считают профессию учителя творческой и очень сложной. Дорогие учителя, оставайтесь, пожалуйста, креативными, терпеливыми профессионалами.

Главный специалист Комитета по образованию Т.А. Чернышева


17.09.2019 21:10

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter